История Мэйхуачжуан

История традиционного ушу

Мэйхуачжуан (Столбы сливы «мэйхуа»).

Мэйхуачжуан (столбы мэйхуа) 梅花桩,  (также носит название мэйхуацюань梅花拳, сокращённое название от 干枝五势梅花桩  ганьчжи уши мэйхуачжуан  (стволы, ветви и пять форм на столбах сливы мэйхуа)- один из видов цюаньшу (кулачного искусства). История его начинается с эпохи Мин. У цветков сливы «мэйхуа» пять лепестков, и базовых форм, которые практикуют в Мэйхуачжуан, тоже пять, этим и объясняется название стиля — «пять форм на столбах мэйхуа». До эпохи Цин это искусство передавалось исключительно внутренним семейным путём. Позже, в годы правления императора Цянь Луна традиция начала переходить во внешние круги, что способствовало появлению большого количества мастеров – носителей традиции, таких как мастер Хань Цичан, до недавнего времени живший в провинции Хэбэй в уезде Луаньсянь.

Столбами мэйхуа называют деревянные столбы-сваи (чжуан) диаметром 3-5 цуней*, нижняя половина находится под землёй, верхняя – возвышается над поверхностью на 3 чи* и 3 цуня. Во время тренировки в пяти статических позициях (даши, шуньши, жаоши, сяоши, байши), нужно ощущать «укоренение» и устойчивость, подобно врытым в землю столбам (чжуанам). Поэтому и сами позиции также называются столбы -«чжуаны».

Мастер ушу Мэйхуачжуан Суй Юньцзян

Основное отличие мэйхуачжуан – тренировка статических позиций (чжуан) в начале обучения, и главная трудность заключается в высоте этих позиций и в устойчивости-укоренении. При правильном начале выстраивания тела рождается сила и мощь. Затем создаётся основа понимания и строгого следования правилам перемещения, движениям тела. В мэйхуачжуан лучше всего тренироваться совместно, допустим, от двух и более человек. Со стороны можно видеть, как группа людей в некоем круге вдруг размыкает его, затем смыкает, то растягивает, то сжимает, и делает это с большим задором. В комплексе «пхан цзя цзы», помимо тренировки прочных статических позиций, не дожидаясь идеальных форм, обязательно отрабатываются перемещения, подобные «движущимся облакам и потокам вод». Предвижения — метаморфозы  следуют определённому, установленному стилевыми особенностями, порядку.


Мэйхуачжуан разделяется на большую часть (дацзя, буквально, большая основа) и малую часть (сяоцзя). Типы стоек — столбов таковы:

даши (большая позиция или даньфэн чжаоян,  Феникс смотрит на солнце),

шуньши (позиция по ощущениям естественного выстраивания тела или дапэн чжаньши, огромная птица Пэн расправляет крылья),

жаоши (позиция непокорности или Ерлан даньшань, Эрлан (миф) передвигает горы),

сяоши (малая позиция или михоу паньчжи, обезьяна карабкается по веткам),

байши (позиция отступления или баван сецзя, великий князь снимает доспехи).

Во время исполнения первая позиция переходит по определённой траектории во вторую, вторая – в третью, третья – в четвёртую, четвёртая – в пятую. Круговорот – бесконечен, перемещения – метаморфозы  — изменчивы.

Правила шага мэйхуачжуан говорят о «шаге восьми сторон» (бафанбу八方步) и «шаге в движении» (синбу).

Бафанбу (ещё называется «шаги в толпе», цюньбу). Разделяется на большой (да), средний (чжун) и малый (сяо). Малый шаг – базовый шаг, движения следуют согласно удобству и скорости перемещения, что-то вроде «выискивания лазейки» в схватке, включая, если надо, повороты-вращения. Средний и большой шаги используются тогда, когда приходится преодолевать многообразные приёмы руками, работать на большой скорости, без сумятицы ориентируясь в пространстве, чередуя атаку и отступление. Атака и оборона следуют чувству, подъёмы и падения следуют форме, в метаморфозах есть правила, в спокойствии движения есть искусство.
Синбу обладает тремя основными правилами – байфа 摆法(раскачиваться), здесь нужно бросаться то влево, то вправо,  противник не должен понять, с какой стороны его будут атаковать, чжафа 扎法(бросаться,ринуться вперёд), тут нужно проскочить «вскользь» с противником, а оказавшись за спиной, развернуться на 180 градусов и атаковать сзади. Следуя канонам стиля, нужно запутать противника своими перемещениями, тот  «словно попадает в туман и не имеет выхода», чефа 撤法(отходить), в этом случае боец вдруг разворачивается и атакует, двигаясь спиной вперед.

традиционное ушу традиционное ушу мэйхуачжуан

В комплексах — таолу мэйхуачжуан с оружием используется алебарда (дадао).  Помимо комплекса с дадао, ещё можно упомянуть двенадцать дорожек с пикой (дацян шиэрлу), проникающие движения шестом (дагань пицыфа), работу с такими видами длинно-ручного оружия, как цзи (двузубая алебарда), гунь (палка), шо (секира), дан (трезубец), па (грабли), даогоумао (опрокидывающая пика с крюком), шаоцзыгань (шест лодочника) и другие. Ещё есть такие формы работы с мечами, как ляньхуаньдао (непрерывный меч – дао согнутый, как бы «большой нож»), цзянь (прямой меч), хутоугоу (крюк «Голова Тигра»), юэ-ягоу (серповидный крюк).

Тренируясь мэйхуачжуан, основное внимание уделяют постепенному проявлению силы в пяти столбах. Ещё большое значение имеет специфическое «распирающее» усилие, пронизывающее всё тело. Гунфу (мастерство) – это соединение ощущений плюс реальная сила, что позволяет почувствовать определённое желание «побиться» в самом хорошем смысле слова, то есть на тренировке во благо здоровья себя и окружающих. В физическом смысле, в столбах есть особенное «раскрытие» пахово – бёдерной области, что добавляет подвижности в тазобедренном суставе, повышает энергичность. Тренируя мэйхуачжуан, следует дышать носом.

Постоянная практика мэйхуачжуан позволяет обрести крепкие нервы и здоровое сердце, улучшить моторику, зрение, физическую силу.

*  1 цунь = 3.2 см

*  1 чи = 0.32 м

Перевод Константина Агеева

www.baguadao.ru

Фото Светланы Савидовой (на фото — Учитель Суй Юнцзян выполняет «чжуаны» жаоши, сяоши, байши)