Этикет в Ушу

тхуди

В китайской традиции отношения мастера с учеником занимали важнейшее место, представляя особые этико-моральные связи. Как говорили, «кто был учителем один день, тот считается отцом на всю жизнь». Понятия “пойти в ученики” и “учиться мастерству“ связаны тесной, обоюдной связью. Вне зависимости от сферы деятельности, от конкретной школы или места обучения, будь то мастерская или храм, павильон изучения боевых искусств или театральная труппа — повсюду устанавливаются статусные отношения. Это есть логическая предпосылка к понятиям  “идти в ученики“ и “учиться мастерству» (предполагает овладение знаниями, образованием, искусством  и т. д.).

Семейные этические представления  прямо переносились на отношения «учитель-ученик». Наставник является авторитетом для ученика, ровно так же, как отец – авторитетом для сына. Все, кто учились в школе, знали  смысл выражения “наказать линейкой“, но и во многих других сферах  тоже существовали суровые формы наказания. При этом наказываемый не имел права жаловаться. Как наставник, так и ученик, все понимали важность методов наказания, даже существовала поговорка  “Без битья нет ученья“ .

В традиционном обществе  в основе отношения к учителю лежало уважение, считалось, что учитель владеет истиной в конечной инстанции, и его задачей было исправлять ученика, помогать преодолевать ошибки .

Ритуал принятия в ученики. Согласно традиционной иерархии, отношения «наставник-ученик» уступали только отношениям «отец-сын». Об этом говорила  поговорка “Родили меня отец с матерью , а воспитал меня мой наставник“ . Существовал  обычай: став учеником , ты целиком переходил во власть учителя,  родители не имели права вмешиваться, вплоть до того, что даже не могли видеться с ребенком. Установление такой важной связи, естественно, требовало торжественного ритуала, гарантировавшего ее закрепление и соблюдение.

Обычно ритуал принятия в ученики делился на 4 части. Прежде всего, совершалось поклонение основателю данной школы и божествам-покровителям данной профессии. Это был символический акт, передававший уважение к выбранной профессии и преданность ей, и одновременно моленье о покровительстве со стороны божеств и предков с тем, чтобы ученье было успешным.  Вторая часть ритуала – это церемония поклонения учителю (наставнику). При этом учитель и его жена садились на почетное место, ученик же отбивал три поклона челом об землю, а после этого на коленях вручал учителю «красный конверт» — хунбао (обычно дарится на праздники с  деньгами внутри ) и письменное заверение о своем желании идти в ученики. Затем учитель торжественно читал наставления, объяснял законы школы и давал ученику новое имя. Смысл наставления заключался в требованиях почитания предков, соблюдения правил школы, честности и порядочности в поведении, усердности в овладении знаниями. Говорилось и о том, что изучение боевого искусства ушу сопровождается морально-этическими требованиями.

Педагогическая деятельность наставника, помимо развития его собственных личностных качеств и умений, также имела важную социальную значимость. Считалось, что если человек в состоянии через свой жизненный опыт помочь развитию других людей, то это неизмеримая заслуга и добродетель.

В буддизме выделяют три формы благодеяний, относящихся к разным категориям. Во-первых, это материальные благодеяния, помощь людям деньгами и ценностями, чтобы вывести их из беды. Во-вторых, это методические благодеяния, когда человека учат способам и правилам поведения – как строить отношения с другими людьми, как решать проблемы. И, наконец, в-третьих, это благодеяние, заключающееся в передаче бесстрашия, что означает давать людям надежду, чтобы люди могли жить без страха. На мой взгляд, хороший наставник непременно должен уметь совершать благодеяния на уровне второй и третьей категории, а это требует строгого подхода к собственным словам и поступкам, непрерывного учения и повышения собственного уровня.

Ученик, которые намерен развивать свои способности, должен много спрашивать, усиленно учиться и работать. И еще можно дать два маленьких совета: «Будь сладок в речах и не скупись на движения рук и ног». Первый совет легко понять – он означает, что надо быть вежливым в речах, почаще говорить: «Извините, пожалуйста», «прошу вас» и пр. А не «Эй, дай мне, покажи мне». А второй совет означает, что ученик должен быть усердным и инициативным, не лениться «двигать руками и ногами».

传统上,中国人的师徒关系是一种身份关系,即一种伦理关系。所谓一日为师、终身为父。“投师”和“学艺”是紧密联系在一起的,不管在那个领域,不管是传授智识的学堂,还是传授技术的梨园、作坊、武馆、寺庙等,都是身份关系,“投师”是“学艺”的逻辑前提。人们把家族伦理直接套用到师徒关系中,师父就意味着权威,和父权一样的权威。读书人都知道什么叫做“戒尺”,在其他领域中存在着同样严厉的惩罚措施,被罚者是没有资格申辩的。不管是师父也好,徒弟也好,都是把惩戒当作一种手段,不打不成材。在传统社会中,人们对老师的态度基本上是自始而终的尊重,老师掌握着终极真理,老师是在帮助学生纠正错误。

拜师礼: 传统的师徒关系仅次于父子关系,即俗谚所谓“生我者父母,教我者师父”。固有的行业,一入师门,全由师父管教,父母无权干预,甚至不能见面。建立如此重大的关系,自然需要隆重的风俗礼仪加以确认和保护。一般拜师礼仪分成四个程序。 第一,拜祖师、拜行业保护神。表示对本行业敬重,表示从业的虔诚,同时也是祈求祖师爷“保佑”,使自己学业有成。 第二,行拜师礼。一般是师父、师母坐上座,学徒行三叩首之礼,然后跪献红包和投师帖子。 第三,师父训话,宣布门规及赐名等。训话一般是教育徒弟尊祖守规,勉励徒弟做人要清白,学艺要刻苦,习武之人要有武德。

对于师傅来说,除了自我能力的提升外,也有着很大的社会价值,一个人能够通过自己的阅历来帮助别人一起成长,那是功德无量的一件事情.。佛教当中有三个不同境界的布施:第一是财布施,就是施人钱财,替人解难;第二是法布施,就是教人做人做事的方法和道理;三是无畏布施,就是给人以希望,让人无所畏惧的生活。我觉得,一个合格的师傅,必然就是一个能够很好的做到“法布施”和“无畏布施”的人,而这也需要师傅严格要求自己的言行,不断的学习提高。

做为学生要学好本领应该“多问、多学、多做”。当然,作为徒弟,还有2个小技巧可以使用,那就是:“嘴巴甜一点,手脚别值钱”:第一个好明白,就是礼貌要到位,比如:多说“麻烦您”、“请您”,而不是“喂,你给我??”;第二个则是要求徒弟主动勤学勤做,不要舍不得“动手动脚”。